Расскажи друзьям

Пятница, 30 Январь 2015 14:40

Проба

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)
Кончаловский Пётр Петрович

Когда родился: 9 21 февраля

Где родился: Славянск

Когда умер: 2 февраля

Где умер: Москва

Страна: Российская империя

Жанр: портрет

В каком стиле писал: социалистический реализм


Оказал влияние на: Н. А. Загреков






Биография

Могила Кончаловского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Обучался в Харьковской рисовальной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Жюлиана в Париже (1897—1898) и в Петербургской Академии художеств (1898—1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского.

Жил в Москве. В 1932 г. Пётр Петрович приобрёл у А. И. Трояновской усадьбу Холмы (сейчас известную как «дача Кончаловского»), позднее вошедшую в границы городка Обнинска.

Один из основоположников объединения «Бубновый валет», его председатель (1911). Также был членом художественных объединений:

«Союз молодёжи» (1911) «Мир искусства» (1911—1922, с перерывами) «Бытие» (1926—1927) «АХРР»

Действительный член АХ СССР (1947). За 60 творческих лет живописец сделал около 2-ух тыщ полотен.

Погиб 2 февраля 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Заслуги и премии

народный живописец РСФСР (1946) Сталинская премия первой степени (1943) — за долголетние выдающиеся награды в области искусства орден Трудового Красноватого Знамени медали

Творчество

Живопись П. Кончаловский. «Сирень» (1933). П. Кончаловский. «Розы» (1955).

В живописи был сезаннистом и вообщем испытывал сильное желание к Европе, отлично гласил по-французски. Также испытал воздействие собственного тестя, В. И. Сурикова, с которым в первый раз выезжал на этюды в Испанию, позднее они работали по всей Европе. В ранешном периоде живописец стремился выразить праздничность цвета, характерную русскому народному творчеству с помощью конструктивности цвета Поля Сезанна. Известен стал благодаря своим натюрмортам, нередко исполненным в стиле, близком аналитическому кубизму и фовизму.

Мастерская художника размещена в доме на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том самом подъезде, где жил М. Булгаков, со времён революции и доныне принадлежит семье Кончаловских. После Октябрьской революции Пётр Петрович перешёл к более реалистической манере, став одним из ведущих мастеров русской живописи. С помощью цвета живописец стал передавать то, что именуется «радостью, счастьем жизни». При всем этом в почти всех узнаваемых его работах буйство красок не может заслонить и драматизм (портрет Вс. Э. Мейерхольда), и комизм (портрет А. Н. Толстого) ситуации, времени и личности, участвующей в разработке портрета. Портрет Мейерхольда Кончаловский писал, когда Всеволод Эмильевич уже лишился собственного театра, а сам живописец (будучи академиком в то время) не стал писать портрет И. В. Сталина, сославшись на то, что он «реалист» и не может делать портреты по фото.

Оставаясь независящим (как это было может быть в те времена), живописец все свои работы представлял на трибунал супруги, Ольги Васильевны. Если она гласила: «Не то», то участь холста была предрешена — «под нож», либо Пётр Петрович использовал их под новые произведения, свирепо загрунтовывая предшествующую работу. С наружным миром старался не конфликтовать, свои суждения высказывал обычно с большой толикой драматичности. Индивидуальная выставка в СССР свершилась только после погибели Сталина.

Лермонтов в творчестве Кончаловского

Во время поездки по Кавказу в 1927, Кончаловский выполнил ряд натурных зарисовок и этюдов маслом, в том числе навеянных лирой М. Ю. Лермонтова:

«Мцыри. Гроза» (масло, собрание семьи художника); «С развалин Мцыри»; «Казбек»; «Пятигорск. Дом Лермонтова» (акварель, собрание семьи художника).

В 1941 году Пётр Петрович приступил к работе над портретом Лермонтова, который в главном окончил в 1943 году. Предварительные картинки, наброски к портрету (масло, итальянский карандаш, графит) хранятся в семье художника.

Театральные работы Портрет Жоржа Якулова

Кончаловский также известен как мастер театральной декорации, в 1912 оформил оперу А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников» для театра Зимина. Сам живописец эту работу относил к одной из собственных наилучших в этом жанре. Сейчас 6 эскизов декораций и 17 эскизов костюмов хранятся в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина; набросок декорации «Зима. Улица» можно узреть в издании музея «Альбом. ЦГТМ им. Бахрушина, М., 1971, с. 140», 4 наброска — в издании Пахомова, с. 338—390.

Графика и книжная иллюстрация

Живописец оставил огромное графическое наследство.

Достойные внимания факты

В один прекрасный момент в мастерскую Кончаловского пришёл В. В. Маяковский в экстравагантной жёлтой блузке, с красно-оранжевой морковкой, торчавшей заместо платка из кармашка, («бубнововалетчики» к тому времени с «футуристами» уже поссорились). «Футуристам тут делать нечего», — произнес живописец и захлопнул дверь перед носом поэта.

Выставки

1924 — Париж (индивидуальная) 1925 — роль в Интернациональной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. В СССР у академика индивидуальная выставка свершилась после погибели Сталина.

Галерея

Пётр Кончаловский. Автопортрет в сероватом, 1911 год Зима. Мельница на Кегострове, (1903, холст, масло. 51 × 62 см. Приобретена в 1960 у И. И. Подзорова, ранее в собрании Н. С. Арханникова, Москва) Букет цветов в белоснежной вуале. (1908, холст, масло, 73 × 60) Портрет Дмитрия Петровича Кончаловского (1876—1956). (1909, холст) Портрет Г. Б. Якулова (1910, ГТГ) Пейзаж. Столярная в Абрамцево. (1911, холст, масло) Пиво и Вобла. (1912) Шпажники. (1912) Автопортрет. (1912) Гамма и краски. (1912) Сухие краски (1912, ГТГ) Домашний портрет, т. н. «Сиенский» (1912, в собрании семьи) Агава (1916, ГТГ) Верстак (1917, в собрании семьи) Натюрморт. (1918, холст, масло. 122 × 129) Автопортрет с супругой. (1923, ГТГ) Миша, сходи за пивом! (1923) Новгород. Антоний Римлянин, (1925) Портрет О. В. Кончаловской, (1925, ГТГ) Возвращение с ярмарки, (1926, ГРМ) Листья табака (1929, собрание семьи Кончаловских) Новгородская серия (серия пейзажей, 2-я половина 1920-х гг.) Петергоф (1931, Личное собрание. Москва) Сирень в корзине (1933, ГТГ) Портрет В. Э. Мейерхольда (1938, ГТГ) А. Н. Толстой в гостях у художника (1941, ГТГ) Портрет писателя К. А. Тренева (1941, холст, масло, Луганский областной художественный музей) Автопортрет, (1943, ГТГ) Портрет Героя Русского Союза летчика А. Б. Юмашева. (1941, ГРМ) Портрет М. Ю. Лермонтова (1941—1943, холст, масло) Полотёр, (1946, ГТГ) Хлеб, ветчина и вино, (1948, ГТГ) С покоса (после 1932) Глухари, Канделябр и груши, Клубника, Яблоки, Битая дичь. Портрет народной артистки РСФСР А. О. Степановой Натюрморт с трубкой. (холст, масло, 60,3 × 72,5) Окно поэта

Библиография

Альбомы, сборники, монографии, сборники статей Кончаловский: Художественное наследство / Вступительная статья А. Д. Чегодаева. — М., 1964. Нейман М. Л. П. П. Кончаловский: Творческий путь 1-го из выдающихся живописцев нашего времени — М.: Русский живописец, 1967. — 328 с. Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876—1956: Каталог. — М., 1968. Автономова Наталия, Луканова Алла, Морозов Александр, Боулт Джон Эллис. Неведомый Кончаловский / Составители Наталия Автономова, Алла Луканова; переводчик Сергей Таск. — М.: Axiom Graphic, 2002. — 296 с. — ISBN 5-89189-002-X. Статьи Иванов Вс. Лермонтов Кончаловского // «Литература и искусство», 1943, 18 апр. Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: История сотворения и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с. Вакар Ира. Пётр Кончаловский: взор из нового века // Наше наследство. — 2011. — № 99.

Прочитано 1709 раз Последнее изменение Пятница, 30 Январь 2015 14:42